Ле Корбюзье

Выдающийся архитектор конца ХIХ – начала ХХ века Шарль Эдуар Жаннере, более известный как Ле Корбюзье, родился в швейцарском городке Ла-Шо-де-Фон. Шарль изначально выбрал для себя профессию часовщика-гравёра, которая была больше семейной традицией, но вскоре его увлекла архитектура. Волей случая яркий зодчий XX века специального образования по своему увлечению получить не смог, и его школами архитектуры были лишь музеи, библиотеки, путешествия, а также  творческое общение со светилами того времени.

вилла саввой
Вилла Савой 1929-1931

1910-11 годы для Ле Корбюзье прошли в Берлине за работой в мастерской П. Беренса, где он и познакомился с самим Вальтером Гропиусом. К началу 1916 года 29-летний архитектор прибыл в Париж работать на заводе стройматериалов. В дни отдыха или по вечерам Корбюзье изучал теорию искусства и живопись, после чего в 1918 году им и его другом А. Озанфаном был опубликован манифест «После кубизма».

Планы виллы саввой
Вилла Савой. Планы.

Данное литературное обращение выявляло формулировку главных положений пуризма – нового веяния в привычной живописи. После друзья издавали журнал «Эспри Нуво» (новый дух), именно на его страницах Шарль впервые подписался псевдонимом «Ле Корбюзье», фамилией родственника своей матери.

1922 год для молодого архитектора подготовил перемены. Ле Корбюзье покинул завод и совместно с кузеном Пьером Жаннере в Париже открыл собственную проектную мастерскую.

Домино дом
Домино дом

Основная тема его творчества заключалась в разработке тезисов строительства современных городов и жилищ. Ещё в 1914 году Шарлем была выдвинута идея «Дом с ячейками» (проект «Дом-Ино»). План данного здания напоминал выстроенные цепочки, как в игре Домино, с колоннами в виде очков на костяшках. В сущности это был самый первый проект дома каркасного типа для серийного строительства.

Благодаря его знаменитым пяти архитектурным пунктам, сформулированным в 1926 году, современный человек может изучать такие постройки, как:

  • Швейцарская вилла Фале 1905 года
  • Парижский Дом-ателье Озанфана 1922 год
  • Парижский выставочный Павильон «ЭСПРИ НУВО» 1924 года
  • Парижский дом-убежище Армии Спасения (1926 год)
  • Московский дом Центросоюза (1928-33)
  • Вилла Савой в Пуасси, Франция (1929-1931)
  • Дом Куручет в провинциальном  аргентинском городке Ла-Плате(1949)
  • Пенджабский Дворец Юстиции в Индии (1951-55)
  • Художественный музей в Японии, Токио (1957-59)
  • Последняя постройка Бостонский Карпентер-Центр Визуальных Искусств 1962 года
Павильон "Эспри Нуво"  1924г.
Павильон "Эспри Нуво" 1924г.
дом Армии Спасения  1926г.
дом Армии Спасения 1926г.
дом Центросоюза в Москве  1928-1933
дом Центросоюза в Москве 1928-1933
Здание Ассамблеи . Чандигарх  — новая столица штата Пенджаб, Индия. 1951-1962
Здание Ассамблеи . Чандигарх — новая столица штата Пенджаб, Индия. 1951-1962

Основные пять архитектурных качеств в работах Ле Корбюзье заключались в свободной планировке здания, чтобы имелась возможность расположить внутренние перегородки на любой лад. Кроме того, здание должно было стоять на опорах на территории зеленого покрова, свободный  фасад (не несущий)  оформлялся в зависимости от планировки. Здания должны были венчаться плоскими крышами в виде террасы с садом для восстановления зелени, отобранной постройкой. И наконец, оконные проёмы сливались в одно ленточное окно для создания особого фасадного рисунка и улучшенного освещения помещений.

дом Куручет 1949г.
дом Куручет 1949г.
Национальный музей Искусства , Токио. 1957-1959
Национальный музей Искусства , Токио. 1957-1959
Национальный музей Искусства , Токио. 1957-1959
Национальный музей Искусства , Токио. 1957-1959

Деятельность Ле Корбюзье в эволюции архитектуры XX века занимает исключительную позицию. О его взглядах и идеях спорили как после смерти архитектора, так и при жизни. Для кого-то он был самым великим зодчим, а кто-то ненавидел его. Ле Корбюзье с достоинством и горечью допускал в своём искусстве способность вызывать и энтузиазм, и гнев. Он был не только зодчим и теоретиком, он был живописцем, скульптором, дизайнером, потрясающим публицистом и на современность взирал, словно из грядущего времени.

15.01.2011

Макаревич Юлия

архитектура и архитекторы

При создании статьи использовались следующие источники информации.