Модерн

Отель Тассель. Виктор Орта.
Отель Тассель. Виктор Орта.

Стиль модерн обязан своему появлению решительному рывку развития общества конца 19 – начала 20 веков, в особенности его материальной составляющей- промышленному производству, революционным изменениям науки и техники. Казалось, что искусство, измученное бесконечными эклектическими изысканиями, нашло выход в новом языке, найденном изначально в мастерстве графики и рисунка. Этот выдающийся стиль характеризовался яркой декоративностью, широким использованием  растительных мотивов, и подчеркнутым слиянием природных и рукотворных форм. Особенная роль модерна заключается в отказе от повторений и переосмыслении ранее отработанных стилей,  в новаторском прорыве к новым горизонтам выразительности. Отчетлива и технология этого прорыва - от рисунка, иллюстрации, плаката к материальным линиям и объемам архитектуры, с характерным текучим очертанием и ритмом, эта трансплантация стала осуществима благодаря использованию новых материалов – стекла, стали, железобетона.

Отель Тассель. Лестница.
Отель Тассель. Лестница.

 Обратно принципу  проектирования, устоявшемуся в XVIII - XIX веках, от внешнего облика здания к его внутреннему устройству, модерн, в первую очередь, ставит задачу организации здания изнутри,  поисков наиболее оптимальной планировки здания, которая определяет его объемно-пространственное решение и формирует  внешний  объем.  Этот подход  привел к увеличению количества асимметричных и  свободных форм зданий, насыщенных  функционально-необходимыми элементами – башнями, эркерами, лоджиями и балконами.

Отель Тассель. Интерьер.
Отель Тассель. Интерьер.

  Пионером модерна считается бельгийский архитектор Виктор Орта. Отель Тассель (1893) – первое в мире сооружение модерна, собственный дом (ныне музей) иллюстрируют успешный опыт применения графических находок для создания новых материальных форм на новом языке. Блуменверф - собственный дом (1986) архитектора Анри Ван де Вельде - еще один основополагающий пилотный проект стиля модерн.

В.Орта. Отель Тассель в Брюсселе – первое сооружение стиля модерн. Впервые в архитектуре появляется новое выражение новых приемов крупного остекления, использование находок графики модерна – в построении фасада, в  деталях и отделке.
В.Орта. Отель Тассель в Брюсселе – первое сооружение стиля модерн. Впервые в архитектуре появляется новое выражение новых приемов крупного остекления, использование находок графики модерна – в построении фасада, в деталях и отделке.
Блуменверф – собственный дом А.Ван де Вельде в Брюсселе. Растительное происхождение формообразования модерна – гарантия удачного соответствия природе.
Блуменверф – собственный дом А.Ван де Вельде в Брюсселе. Растительное происхождение формообразования модерна – гарантия удачного соответствия природе.
Блуменверф. План.
Блуменверф. План.

 Крупный вклад в летопись модерна внесла империя Габсбургов. Венский модерн представлен творчеством Отто Вагнера – Здание почты в Вене (1910), Майолика-хауз (1898). Скромный в декоре и более рационалистический, чем во Франции и Бельгии, венский модерн, также именуемый Сецессион, представлен выстроенным в Брюсселе Дворцом Стокле (1911 г.) по проекту австрийца Йозефа Хоффмана. Выразительны работы славян Яна Котеры и Йозефа Плечника, привнесших в венский модерн оттенок народности.

Майолика-хауз.Фрагмент фасада.
Майолика-хауз.Фрагмент фасада.
Вилла Отто Вагнера.
Вилла Отто Вагнера.
Вилла Отто Вагнера. Эскиз входа.
Вилла Отто Вагнера. Эскиз входа.
Дворец Стокле в Брюсселе . Арх. Й.Хофманн. Модерн, сделавший шаг вперед, к модернизму, более современному пониманию архитектуры. Видны канонические элементы модерна в остеклении верхнео этажа, входной группы.
Дворец Стокле в Брюсселе . Арх. Й.Хофманн. Модерн, сделавший шаг вперед, к модернизму, более современному пониманию архитектуры. Видны канонические элементы модерна в остеклении верхнео этажа, входной группы.

Первой крупной фигурой модерна (Ар-Нуво) во Франции был архитектор Эктор Гимар, по проекту которого сооружены наземные павильоны многих станций парижского метро. Его же авторства дом Мецзара в Париже производит более спокойное впечатление из-за специфики градостроительной ситуации.

Э.Гимар. Наземный вестибюль парижского метро. Это небольшое сооружение – почти графика. Хрестоматийный образец  Ар-нуво.
Э.Гимар. Наземный вестибюль парижского метро. Это небольшое сооружение – почти графика. Хрестоматийный образец Ар-нуво.
Э.Гимар. Отель Мецзара в Париже. Спокойный и уравновешенный модерн, тактично соседствующий с основной массой парижской застройки.
Э.Гимар. Отель Мецзара в Париже. Спокойный и уравновешенный модерн, тактично соседствующий с основной массой парижской застройки.

 Более ста лет огромным почитанием окружено творчество и личность испанского зодчего Антонио Гауди, сочетавшего высочайший талант, профессионализм и самоотверженность в своем в буквальном смысле слова непрерывном многолетнем труде. Модерн Гауди имеет абсолютное авторское, неповторимое, беспрецедентное звучание, уводящие его постройки из области не только стиля модерн, а вообще из архитектуры в скульптуру. Выражение возможностей нового для тех лет железобетона в сочетании с тщательной проработкой формы и декора лежит в основе всех его работ. Невероятно эффектные, живописные и одновременно конструктивные постройки Гауди в Барселоне широко известны - Дом Батло (1906), Дом Мила (1910), Парк Гуэль (1914) и, разумеется, собор Саграда Фамилия.

Парк Гуэль
Парк Гуэль
Дом Батло. Гауди.
Дом Батло. Гауди.
Стул Макинтош

Уникальный вклад в модерн внес британец Ч.Макинтош, в основном преуспевший в интерьерах и мебели. На всех современных дизайнерских форумах можно найти перепевы его знаменитого стула.

 Выдающиеся сооружения модерна есть в Германии (модерн там именуется «югендстиль), странах Скандинавии.

Церковь в Абрамцеве.
Церковь в Абрамцеве.

Не менее значительны, чем в Европе, плоды модерна в русской архитектуре. Первенец этого стиля – церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцеве (1882) увенчал усилия художников (!) В Поленова, В.Васнецова, А Мамонтова. Опыты создания модерна европейского образца, как в гостинице «Метрополь» архитектора В.Валькота (1903) сочетались в России с созданием модерна национального, имевшего черты традиционного русского зодчества, приведшего к особенному неорусскому стилю, с признаками которого выстроен дом Перцова в Москве (1907) по проекту С.Малютина и Н.Жукова.

Дом Перцова
Дом Перцова
Дом Перцова
Дом Перцова
Дом Зингера в Петербурге.
Дом Зингера в Петербурге.
Фрагмент фасада гостиницы "Метрополь" в Москве.
Фрагмент фасада гостиницы "Метрополь" в Москве.

Наиболее значителен вклад в архитектуру модерна Ф.Шехтеля. его знаменитый особняк Рябушинского в Москве безупречен в стилевом отношении, включая принцип развития архитектуры от интерьера к экстерьеру. Показательна архитектура особняка Кшесинской в Петербурге (1906), арх. А.Гоген, здания ЦУМа в Мосве (1908) арх. Р.Клейна.

Особняк Кшесинской.
Особняк Кшесинской.
Особняк Рябушинского.
Особняк Рябушинского.
Особняк Рябушинского. Парадная лестница.
Особняк Рябушинского. Парадная лестница.
Особняк Рябушинского. Фасад.
Особняк Рябушинского. Фасад.
Особняк Рябушинского. Фрагмент плана полов.
Особняк Рябушинского. Фрагмент плана полов.

Яркие, выразительные сооружения модерна, в комплексе с объектами мебели и декора, остаются не только памятниками высочайшего графическо-скульптурного мастерства изобретательных архитекторов, но и одним из первых шагов к освоению новых технологий и материалов – стали, бетона и стекла. Кроткий век модерна был непревзойденно ярок.

15.01.2012

Кожин Игорь

Архитектура и архитекторы

При создании статьи использовались следующие источники информации

Посмотреть другие стили.