Железнодорожный транспорт является источником повышенного шума, негативно влияющего на комфортность жизни и нередко здоровья населения. Интенсивность шума и его частотные характеристики зависят от типа поездов, скорости движения и состояния железнодорожных путей. Наиболее эффективный способ борьбы с шумовым воздействием – это установка шумозащитных (акустических) экранов.
Экраны устанавливают вдоль железных дорог, проходящих в черте массового проживания людей. Также ими ограждают подъездные пути, территории вокзалов, депо и др. Задача экрана – снизить уровень шума до санитарных норм, согласно которым допустима шумовая нагрузка – не более 55 дБ.
Технические требования к акустическим экранам вдоль железных дорог регламентированы межгосударственным стандартом ГОСТ 33329-2015. Основными элементами протяженной конструкции являются акустические панели, стойки и фундамент. Металлические стойки устанавливают вертикально или наклонно на заглубленном в землю фундаменте. Между стойками закреплены панели, играющие основную роль в снижении экраном шума. Акустические панели снижают железнодорожный шум на 25-30 дБ.
Шумозащитные экраны для РЖД https://rid-road.ru/catalog/shumozawitnye-ekrany/ подлежат классификации по следующим признакам:
- принцип действия – отражающие и отражающе-поглощающие;
- конструкция верхней части – с надстройкой и без надстройки верхней граничной поверхности;
- светопропускание;
- материал изготовления панелей.
Наиболее эффективными являются акустические панели, выполненные из металла: алюминия, оцинкованной и нержавеющей стали.
Металлические заборы с полным отражением звука не рекомендованы к использованию на железных дорогах из-за их свойства создания дополнительного акустического воздействия на составы.
Наибольшее распространение получили шумопоглощающие экраны с отражающе-поглощающими панелями. Между металлическими листами такой панели располагается материал с высоким коэффициентом звукопоглощения. Для прохождения звуковой волны внутрь панели и её попадания на звукопоглощающий материал лицевой лист перфорирован. Благодаря гашению большей части волны обеспечивается снижение уровня шума с обеих сторон экрана.
Металлические заборы могут создать ощущение замкнутого пространства, снизить освещенность дороги и обзор местности. Для устранения этих эффектов в верхней части экранов используют светопропускающие панели из поликарбоната или оргстекла. Эти панели относят к отражающему типу. Их акустическая эффективность уступает металлическим панелям. Применение в экранах светопропускающих панелей рекомендовано для повышения комфорта машинистов и пассажиров.
Конструкции с панелями различного вида относят к комбинированным экранам. Они дают возможность осуществить наиболее оптимальное решение акустических и иных требований для данной локации при наименьших затратах.
Надстройка верхней граничной поверхности экрана повышает общую эффективность акустического забора. Надстройка может быть Г-образной, Т-образной и Y-образной формы. Сама форма экрана может быть прямой, ломанной и дугообразной. Вид конструкции и её габариты определяется на стадии проектирования с учетом места установки и акустических норм для защищаемых от шума объектов.
К акустическим заборам предъявляются строгие требования по механической прочности, огнестойкости, климатической устойчивости, удобству обслуживания и другим параметрам. Для защиты от коррозии используется горячая оцинковка металлических элементов. Возможно их полимерное покрытие и окрашивание в цвета каталога RAL.
Шумозащитные заборы также выполняют роль фильтров от пыли и грязи железных дорог, задерживают сопутствующие им неприятные запахи. Согласно ГОСТ 33329-2015, срок службы экранов до капремонта должен составлять не менее 15 лет.