Алвар Аалто
Финский архитектор Алвар Аалто родился в 1898 году в центральной Финляндии в городе Куортан. Это один из ярких представителей функционализма, граничащего с органической архитектурой.
Алвар Аалто прервал своё обучение в Хельсинском Политехническом институте в 1918 году из-за финской гражданской войны, в которой он принимал активное участие со стороны «белофиннов».
В 1921 году Алвар получил диплом архитектора и стал работать в городах Турку и Ювяскюля, где к 1924 нашёл себе избранницу Айно Марсио, которая также была архитектором, а в будущем и его соавтором, и женился на ней. По приезде в Хельсинки (1933), уже спустя два года, он открыл собственную фирму «Артек».
Элегантность его функционализма чётким образом отобразилась в очертаниях зданий газетной редакции в Турку - «Турун Саномат» (1927–29гг.), Выборгской городской библиотеки (1930–35гг.) и туберкулезного санатория в городе Паймио (1928–33гг.).
Проекты финских павильонов для всемирной парижской выставки в 1937году, павильоны в Нью-Йорке (1939–40гг.) – работы Аалто. Он получил профессорское звание в Массачусетском технологическом институте (США), и на протяжении семи лет (1940–47) его работа была на территории США.
Самые запоминающиеся постройки Алваро Аалто из множества прочих – это Общественный центр (1950–52гг.) и Педагогический институт (1952–57) в городах Сяюнатсало и Ювяскюля, Политехнический институт в Отаниеми (1954–69) и, конечно же, дворец «Финляндия» в её столице, построенный к 1971году.
Аалто строил практически во всей Европе и арабских странах, проявляя себя в качестве замечательного, экологически чуткого градостроителя. Он занимал пост председателя Союза архитекторов Финляндии (1943–58) и председателя финской Академии (1963–68).
Именно Аалто в зодчество Финляндии ввёл авангардный стиль, укрепился на фоне ещё преобладающих здесь стилей классицизма и модерна. Пространственные композиции и строгие линии переплетались в указанных трёх постройках с творческой изобретательностью основных образов и конструкций, которые проницательно учитывали специфику окрестного ландшафта. Один из таких выразительных акцентов – волнообразный потолок в выборгской библиотеке, сделанный полностью из дерева. Данная волнистая курватура, визуально связывала стены и прочие элементы строения с окружающей природой, а со временем она стала характерной чертой «фирменного стиля» Алваро Аалто.
Другие черты творчества архитектора заключались в свободе внутреннего пространства, разворачивающегося главным образом в горизонтальной плоскости, и частое сочетание стекла и железобетона с более традиционным материалом - деревом, кирпичом и камнем. За счёт подобных акцентов функциональность архитектуры Аалто приобрела особую органичность, выявлялись черты творчества Райта, но уже в более сдержанном исполнении.
Первичные задумки мастера, охваченные внутренней романтикой, возникали не на традиционной чертежной доске, они формировались из свободных эскизов, которые зачастую являлись красочными абстракциями.
Смерть Аалто настигла в мае 1976года в Хельсинки. Художественный музей в городе Ювяскюле, построенный по его проекту, позже посвятили памяти зодчего.
05.01.2011
Макаревич Юлия
При создании статьи использовались следующие источники информации.