Рем Колхас.
Архитектор, стремящийся к решению фундаментальных вопросов, которые современная архитектура ещё не смогла объяснить. Колхас – это один из самых влиятельных людей мирового зодчества, который всю свою карьеру строит на противоречиях. Собственно, именно этот архитектор и смог расширить возможности в архитектуре 21 века, когда отбросил оковы сдержанности и открыл человечеству истинную свободу деконструктивизма.
Родился Рем Колхас в Роттердаме, в самое трудное для всей Европы время – 1944 год. Его детство проходило среди руин и повальной нищеты. В 1952 году он с родителями переехал в Индонезию, где резкий контраст городской архитектуры откладывался в мозгу будущего мастера на протяжении 4 лет. Что-то недостроенное, временное в Нидерландах Колхас сопоставлял с совершенными формами новой страны, которая являлась для него оборотной стороной уродства и безобразия.
К 24 годам Рем принял решение стать архитектором и поступил в Лондонскую школу «Architectural Association», которую закончил через 4 года. В 1972-м Колхас переехал в Нью-Йорк для того, чтобы при университете Cornell углубиться в исследование теории архитектуры.
Практиковать в проектировании архитектор начал с 1975 года, когда основал собственное ателье под коротким названием OMA. Основная цель его фирмы заключается в позиционировании архитектуры под влиянием актуальной культуры. Наиболее крупный проект Рема Колхаса того времени – это парижский парк «де ла Вилетт», построенный в 1982 году. А в 1987-88 вырос Нидерландский танцевальный театр.
Колхас старается ввести в современные постройки понятие интеграции архитектуры с городской средой. То есть основание деконструктивных зданий для взгляда человека, но полностью гармонирующих с окружающей средой. Если это высотка - то она в виде лестницы, ведущей в небеса; если это научный центр на берегу - то он обязательно будет в стиле странного порыва ветра…
Ателье OMA начинает пользоваться спросом, увеличивается число заказов, и руководитель переносит головной офис в Роттердам, оставив в Нью-Йорке филиал. Здесь Колхас получает уже более крупные заказы на проектирование. Проекты 90-х годов от Рема Колхаса стали строиться по всему миру.
- 1988-94 – Лилль Гранд Палаис во Франции;
- 1989-91 – Парижская вилла «Святые Облака»;
- 1991 – Жилой комплекс «Нексус Ворлд» в Японии;
- 1992-93 – Выставочный зал в Роттердаме – «Кунстхал»;
- 1993-97 – Нидерландский университет;
- 1997-2003 – Центр Иллинойского института в Чикаго;
В конце 90-х Колхас основывает товарищество OMA, являющее собой пространство для архитектурно-теоретического проектирования. Там проводятся исследования по теме культурных феноменов, воздействия цифровых технологий на современное общество и прочих интересных вопросов. И снова новые проекты превращаются в настоящие шедевры:
- 2001-03 – Голландское посольство в Германии;
- 2001-06 – Дом Музыки в Португалии;
- 2003 – Магазин Prada в Нью-Йорке;
- 2004 – Центральная библиотека в Сиэтле;
- 2006 – Биржа Шеньчжень в Китае.
Все эти здания отличаются некой ступенчатостью, которая отражает истинное назначение постройки. Например, дом музыки в городе Порту – это словно огромный поток звука, плывущий в разные уголки города неровными порывами. Автор этого здания как бы хочет показать, что не каждый успеет услышать нотные отблески этого источника. А биржа Шеньчжень олицетворяет своеобразный трамплин, через который нужно перепрыгнуть, чтобы уйти в то «высокое» пространство богатства и признания.
Колхас, уже в качестве профессора Гарварда некоторых своих студентов посвящает в такие темы, как поведенческие особенности сегодняшнего потребителя или же прогресс речной дельты в Китае.
Рем Колхас – это архитектор, удостоенный многочисленных наград, в этом числе и важнейшая Притцкерская премия 2000 года.
Спустя три года после получения премии Притцкера, здание голландского посольства в Берлине получает архитектурный приз города за особую сложность пространственной структуры этого сооружения, которое при этом не позволяет посетителю «теряться».
Некоторые последние проекты Рема Колхаса:
- 2009 – Концепция жилого района в Сингапуре;
- 2010 – Музей изящных искусств в Канаде;
- 2011 – Финансовый центр в Китае.
Также Колхас - член Международного попечительства по созданию московского музея Дома Мельникова. Он даёт консультации Эрмитажу для реконструкции Генерального штаба.
Рема Колхаса можно назвать своеобразным человеком, как и любую творческую личность, но своеобразие его сооружений, пропитанных деконструктивной мыслью, дают человечеству новые горизонты для осознания значения архитектуры в окружающем мире.
21.10.2011
Макаревич Юлия
При создании статьи использовались следующие источники информации
Перейти к списку архитекторов.