Рем Колхас.

   Архитектор, стремящийся к решению фундаментальных вопросов, которые современная архитектура ещё не смогла объяснить. Колхас – это один из самых влиятельных людей мирового зодчества, который всю свою карьеру строит на противоречиях. Собственно, именно этот архитектор и смог расширить возможности в архитектуре 21 века, когда отбросил оковы сдержанности и открыл человечеству истинную свободу деконструктивизма.

Здание центрального тв в Китае
Здание центрального тв в Китае

   Родился Рем Колхас в Роттердаме, в самое трудное для всей Европы время – 1944 год. Его детство проходило среди руин и повальной нищеты. В 1952 году он с родителями переехал в Индонезию, где резкий контраст городской архитектуры откладывался в мозгу будущего мастера на протяжении 4 лет. Что-то недостроенное, временное в Нидерландах Колхас сопоставлял с совершенными формами новой страны, которая являлась для него оборотной стороной уродства и безобразия.

Центр Иллинойского института в Чикаго
Центр Иллинойского института в Чикаго

   К 24 годам Рем принял решение стать архитектором и поступил в Лондонскую школу «Architectural Association», которую закончил через 4 года. В 1972-м Колхас переехал в Нью-Йорк для того, чтобы при университете Cornell углубиться в исследование теории архитектуры.

     Практиковать в проектировании архитектор начал с 1975 года, когда основал собственное ателье под коротким названием OMA. Основная цель его фирмы заключается в позиционировании архитектуры под влиянием актуальной культуры. Наиболее крупный проект Рема Колхаса того времени – это парижский парк «де ла Вилетт», построенный в 1982 году. А в 1987-88 вырос Нидерландский танцевальный театр.

Нидерландский театр танца
Нидерландский театр танца
Нидерландский театр танца
Нидерландский театр танца

   Колхас старается ввести в современные постройки понятие интеграции архитектуры с городской средой. То есть основание деконструктивных зданий для взгляда человека, но полностью гармонирующих с окружающей средой. Если это высотка - то она в виде лестницы, ведущей в небеса; если это научный центр на берегу - то он обязательно будет в стиле странного порыва ветра…

Лилль Гранд Палаис. Франция.
Лилль Гранд Палаис. Франция.

   Ателье OMA начинает пользоваться спросом, увеличивается число заказов, и руководитель переносит головной офис в Роттердам, оставив в Нью-Йорке филиал. Здесь Колхас получает уже более крупные заказы на проектирование. Проекты 90-х годов от Рема Колхаса стали строиться по всему миру.

  • 1988-94 – Лилль Гранд Палаис во Франции;  
  • 1989-91 – Парижская вилла «Святые Облака»;
  • 1991 – Жилой комплекс «Нексус Ворлд» в Японии;
  • 1992-93 – Выставочный зал в Роттердаме – «Кунстхал»;
  • 1993-97 – Нидерландский университет;
  • 1997-2003 – Центр Иллинойского института в Чикаго;
Парижская вилла "Святые облака"
Парижская вилла "Святые облака"
Выставочный зал в Роттердаме
Выставочный зал в Роттердаме
Университет в Нидерландах.
Университет в Нидерландах.

     В конце 90-х Колхас основывает товарищество OMA, являющее собой пространство для архитектурно-теоретического проектирования. Там проводятся исследования по теме культурных феноменов, воздействия цифровых технологий на современное общество и прочих интересных вопросов. И снова новые проекты превращаются в настоящие шедевры:

  • 2001-03 – Голландское посольство в Германии;
  • 2001-06 – Дом Музыки в Португалии;
  • 2003 – Магазин Prada в Нью-Йорке;
  • 2004 – Центральная библиотека в Сиэтле;
  • 2006 – Биржа Шеньчжень в Китае.
Голландское посольство в Германии
Голландское посольство в Германии
Дом музыки в Португалии
Дом музыки в Португалии
Магазин Prada в Нью-Йорке
Магазин Prada в Нью-Йорке
Центральная библиотека в Сиэтле
Центральная библиотека в Сиэтле
Биржа Шеньчжень в период строительства.
Биржа Шеньчжень в период строительства.

    Все эти здания отличаются некой ступенчатостью, которая отражает истинное назначение постройки. Например, дом музыки в городе Порту – это словно огромный поток звука, плывущий в разные уголки города неровными порывами. Автор этого здания как бы хочет показать, что не каждый успеет услышать нотные отблески этого источника. А биржа Шеньчжень олицетворяет своеобразный трамплин, через который нужно перепрыгнуть, чтобы уйти в то «высокое» пространство богатства и признания.

Колхас, уже в качестве профессора Гарварда некоторых своих студентов посвящает в такие темы, как поведенческие особенности сегодняшнего потребителя или же прогресс речной дельты в Китае.

Рем Колхас – это архитектор, удостоенный многочисленных наград, в этом числе и важнейшая Притцкерская премия 2000 года.

Спустя три года после получения премии Притцкера, здание голландского посольства в Берлине получает архитектурный приз города за особую сложность пространственной структуры этого сооружения, которое при этом не позволяет посетителю «теряться».

Некоторые последние проекты Рема Колхаса:

  • 2009 – Концепция жилого района в Сингапуре;  
  • 2010 – Музей изящных искусств в Канаде;
  • 2011 – Финансовый центр в Китае. 
Концепция жилого района в сингапуре
Концепция жилого района в Сингапуре
Концепция жилого района в Сингапуре

  Также Колхас - член Международного попечительства по созданию московского музея Дома Мельникова. Он даёт консультации Эрмитажу для реконструкции Генерального штаба. 

   Рема Колхаса можно назвать своеобразным человеком, как и любую творческую личность, но своеобразие его сооружений, пропитанных деконструктивной мыслью, дают человечеству новые горизонты для осознания значения архитектуры в окружающем мире.

Музей изящных искусств в Канаде.
Музей изящных искусств в Канаде.
финансовый центр в китае
Финансовый центр в Китае
Финансовый центр в Китае

21.10.2011

Макаревич Юлия

Архитектура и архитекторы

При создании статьи использовались следующие источники информации

Перейти к списку архитекторов.