Барокко

Собор св. Петра в Риме.
Собор св. Петра в Риме.

   Стиль барокко доминировал в искусстве христианского мира в 16-18 веках. Расцвет этого стиля ассоциируется с  интенсивным формированием национальных государств, укреплением абсолютизма. В отличие от предшествующего Ренессанса, барокко характеризуется не уравновешенностью и гармонией, а  смелыми, порой драматическими эффектами композиции, цвета, мелодии, ритма, виртуозными и пышными формами и образами.  Яркие выразительные элементы барокко, в том числе криволинейные волюты, башни с куполами, обрамляющими главный фасад, иногда  - вогнутые или выпуклые стены присутствуют в архитектуре многих памятников этого стиля. Наиболее отчетливо прослеживается связь барокко с католицизмом – этот стиль получил наибольшее развитие именно в сфере господства католической церкви.

Базилика дель Санта Кроче, Лечче,Италия.
Базилика дель Санта Кроче, Лечче,Италия.

  Родиной и идейным вдохновителем барокко считается Италия, где произведения искусства этого стиля наиболее ярки и показательны.  Живописные работы Караваджо, скульптуры Бернини демонстрируют характерные для барокко пышность и динамизм.

      Один из первых выдающихся памятников барокко в Италии  - церковь Иль Джезу, выстроенная архитекторами Д.Виньолой и Д. делла Порта к 1575 г. Представляет собой крестообразное в плане сооружение – каноническое решение христианского храма. Главный фасад решен в виде композиции разных ордеров. Волнообразные элементы, связующие два яруса фасада (волюты),  создают хрестоматийный силуэт церкви этого стиля.

Церковь Иль-Джезу в Риме. Арх. Д.Виньола и Д. делла Порта, 1575г.
Церковь Иль-Джезу в Риме. Арх. Д.Виньола и Д. делла Порта, 1575г.

  Широкую известность имеют  работы Ф.Борромини, в чьем творчестве наиболее ярко проявились экспрессивные, динамические и декоративные качества, характеризующие  барокко как стиль.  Небольшая церковь Сан Карло алле  Куатро Фонтана в Риме (1667 г.) – поистине квинтэссенция барокко, представляющая этот стиль наиболее эффектным и выразительным образом.  Новаторский план овальной структуры задает тон композиции.  Очень выразительно представлен  контраст между четкостью ордерной системы колонн и волнообразной, животрепещущей поверхностью стен. Многократно цитированные позднее барочные разорванные фронтоны. Органичная скульптура и умеренный, но чрезвычайно яркий декор завершает композицию.

Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтана, арх. Борромини.
Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтана, арх. Борромини.
Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтана, арх. Ф.Борромини.
Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтана, арх. Ф.Борромини.
План церкви Сан Карло алле Куатро Фонтана.
План церкви Сан Карло алле Куатро Фонтана.
Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтана, арх. Ф.Борромини.
Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтана, арх. Ф.Борромини.

   Архитектура барокко широко пользуется театральными средствами – светом, перспективными эффектами, игрой с масштабом.  Интерьеры Борромини выглядят больше своих истинных размеров, архитекторы барокко могли корректировать реальность и создавать иллюзорные картины.  Практически всегда использовался весь арсенал средств и жанров- архитектура, скульптура, живопись.

Церковь Сан Маттео. Пиза. Расписной плафон создает иллюзию пространства.
Церковь Сан Маттео. Пиза. Расписной плафон создает иллюзию пространства.

  Оптические приемы, меняющие пространство, использовались не только в интерьерах и при создании фасадов зданий. Крупнейшая фигура барокко Л.Бернини, гениально решил площадь  Святого Петра в Риме (1663 г.), создав своей колоннадой искусственную перспективу  и   систему иллюзорной корректировки облика собора Св.Петра, обеспечив наилучшее градостроительное решение главной площади католического мира. Колоннада акцентирует  восприятие собора, визуально увеличивая его, и позволяет отвлечься от здания лишь в центре площади.

Площадь перед собором Св. Петра в Риме.
Площадь перед собором Св. Петра в Риме.
Колоннада перед собором св. Петра в Риме.
Колоннада перед собором св. Петра в Риме.

Архитектура барокко в Испании, предвосхитившая развитие этого стиля в Новом Свете, наиболее ярко проявилась в творчестве архитекторов братьев Чурригера и сконцентрирована в основном в Саламанке.

Площадь Майор в Саламанке, арх. А.Чурригера, 1755 г.  Тактичное обрамление площади  зданием с типичным барочным завершением и  средиземноморской аркадой первого уровня.
Площадь Майор в Саламанке, арх. А.Чурригера, 1755 г. Тактичное обрамление площади зданием с типичным барочным завершением и средиземноморской аркадой первого уровня.

  Массивное, если не тотальное проявление барокко в архитектуре состоялось в латиноамериканской культурной среде.  Бесперспективные испанская и португальская монархии смогли импортировать католицизм на этих территориях, и архитектура храма в стиле барокко оказалась тем идеалом красоты (и веры), которые были приняты латиноамериканским населением, состоявшем в основном из креолов.  Канонические примеры архитектуры барокко встречаются на огромных территориях от Аргентины до Мексики.

Архитектура латиноамериканского барокко. Собор в Таско, Мексика. Типичнейшее барокко, явно перегруженное украшениями и декором.
Архитектура латиноамериканского барокко. Собор в Таско, Мексика. Типичнейшее барокко, явно перегруженное украшениями и декором.
Собор в Мехико, Мексика. Барочная архитектура собора чересчур тяжеловесна – угловые башни явно гипертрофированы.
Собор в Мехико, Мексика. Барочная архитектура собора чересчур тяжеловесна – угловые башни явно гипертрофированы.

Барокко в русском искусстве,  сформировавшееся позднее, чем в западной Европе, имело свои отличия, среди которых нужно выделить взаимодействие этого стиля с другими, прежде всего с классицизмом. Крупнейшим полигоном развития этого стиля стал, естественно, Санкт-Петербург.

Эрмитаж
Зимний дворец в Санкт-Петербурге.
Парадная лестница в Зимнем дворце.
Парадная лестница в Зимнем дворце.

Классику русского архитектурного барокко В.Растрелли принадлежит авторство многих сооружений - как барокко, так и классицизма. Потрясающие работы Растрелли, например сооружения Петергофа, Зимнего Дворца, Андреевской церкви в Киеве имеют признаки обоих стилей.

В. Растрелли. Андреевская церковь в Киеве. Исключительно удачное и эффектное градостроительное решение – церковь венчает холм  и просматривается издалека. Стремительный силуэт и в меру живописный фасад свидетельствуют о высочайшем мастерстве зодчего.
В. Растрелли. Андреевская церковь в Киеве. Исключительно удачное и эффектное градостроительное решение – церковь венчает холм и просматривается издалека. Стремительный силуэт и в меру живописный фасад свидетельствуют о высочайшем мастерстве зодчего.

Прекрасный образцом русского барокко остается колокольня Троице-Сергиевой Лавры (1770 г.), сооруженная по проекту Д.Ухтомского.

Колокольня  Троице-Сергиевой Лавры
Колокольня Троице-Сергиевой Лавры
Екатерининский дворец в Царском селе.
Екатерининский дворец в Царском селе.
Павильон Эрмитаж в Царском селе.
Павильон Эрмитаж в Царском селе.

Барокко выразительно и органично связано со скульптурой. Классическая  скульптура Л.Бернини - «Экстаз святой Терезы» - в авторском интерьере часовни римской церкви  Санта Мария делла Витториа настолько экспрессивно олицетворяет божественное озарение Святой Терезы, что эта композиция до сих пор считается непревзойденным образцом эротики.  Пышность и театральная экспрессия барочной скульптуры отлично дополняет такие же качества архитектуры этого стиля.

Фрагмент интерьера церкви Санта Мария делла Витториа со скульптурой Л.Бернини «Экстаз святой Терезы. Пышность и театральность места действия в ансамбле с динамикой и экспрессией скульптуры.
Фрагмент интерьера церкви Санта Мария делла Витториа со скульптурой Л.Бернини «Экстаз святой Терезы. Пышность и театральность места действия в ансамбле с динамикой и экспрессией скульптуры.
«Экстаз святой Терезы». Работа Л.Бернини.
«Экстаз святой Терезы». Работа Л.Бернини.

  Архитектура барокко, характеризуемая театральным восприятием сооружений и динамикой построения объемов и пространств, находит свое место в стилизациях и новых композициях архитектуры современности.

25.12.2011

Кожин Игорь

Архитектура и архитекторы

При создании статьи использовались следующие источники информации...