Архитектурный стиль казацкое барокко

Казацкое барроко — это уникальный и неотразимый архитектурный, живописный и литературный стиль, который получил свое распространение на территории Надднепрянщины в начале XVI века. Но в сегодняшней статье пойдет речь исключительно о архитектурном аспекте украинского барокко. Его истоки лежат непосредственно около запорожского казачества, которое в свою очередь позволило этому стилю впитать в себя столь родные черты наследия древнего зодчества периода Руси. Казацкому барокко свойственно использование декоративно-пластических идей европейского барокко и стиля периода Возрождения, но из-за очень сильного влияния и последующей переработки наследия традиционных православных храмов, казацкое барокко совместило в себе черты всех этих направлений, сформировав таким образом незабываемую палитру оттенков. Храмы достойны отдельного упоминания, ведь красочность и многогранность грушевидных куполов наряду с «неправильностью» форм и красивым декором в виде полуколонн, контрастных бело-зеленых стен, изображений различных ангелов и представителей животного царства — именно это придает незабываемый шарм украинскому барокко.

Рождение данного архитектурного стиля принято отождествлять с началом реконструкции старых православных храмов, которые во времена послемонгольской Руси были разрушены либо повреждены. Славную традицию перестройки храмов начал Петр Могила, который, будучи митрополитом Киевским и Всея Руси, восстанавливал киевские и черниговские храмы, используя при этом более новые и прогрессивные методы строительства. К числу «возрожденных» относятся: соборы Выдубицкого и Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, Софийский собор в Киеве, Успенский собор Киево-Печерского Монастыря, Елецкий монастырь в Чернигове.

Однако рассвет казацкого барокко принято относить к окончанию многовековой борьбы украинского народа против польского феодального гнета под предводительством Богдана Хмельницкого. В этот и последующий период «Руины» было возведено множество храмов и прочих построек, которые относят к стилю украинского барокко. Рост городов, прекращение религиозного гнета со стороны католической Речи Постолитой, массовое переселение селян с западноукраинских территорий на Слободскую Украину и Надднепрянщину — все это позволило создавать и улучшать многие соборы того времени, придавать им незабываемые элементы национальной архитектуры.

Достоинства данного стиля заключаются в исключительно сильной эмоциональности и гармоничном воссоединении природы с искусством зодчества, а национальные мотивы украинского народа смогли дополнить и оживить архитектуру довольно тяжелого для народа времени. Казацкое барокко является довольно устойчивым в конструктивном и индивидуальном плане, ведь даже в условиях постоянного влияния из зарубежья украинское барокко смогло сохранить свои основные черты, остаться в некотором роде «законсервированным». В завершение сказанному хочется еще раз похвалить данный архитектурный стиль за красоту и органичность, которая имеет место быть наряду с многогранностью и глубиной композиции. Так же как и петровское барокко, казацкое коренным образом отличается от западноевропейского, однако в культурном аспекте оба стиля являются по меньшей мере национальными достояниями народов, которые создали эти замечательные произведения искусства. Они и по сей день радуют глаз тысяч туристов в Восточной Европе, а так же миллионов прихожан православной церкви.